Sunday, February 22, 2015

ОФФ: коллективное гипертекстовое литературное творчество

Не так давно я опубликовал один свой проект, никак не связанный с темой навигации, и чтобы не заводить отдельный блог по нему, решил дать краткий анонс здесь - все-таки автор один и тот же. Проект был начат много лет назад и, что называется, "лежал под сукном".

Это веб-сервис для коллективного гипертекстового литературного творчества. Если кратко, то он предназначен для коллективного написания и чтения гипертекстовых произведений с разветвленными альтернативными сюжетами, динамическим перестроением персональной версии произведения по запросу пользователя, и голосованиями по любому фрагменту, по результатам которых на лету получается наиболее популярная версия.

В отличие от систем класса wiki, единицей редактирования является не статья, а предложение (фрагмент). Выбор последовательности предложений осуществляется подсчетом их голосов (версия сообщества) или пользователем (персональная версия), а не путем долгих обсуждений каждой правки на отдельной странице.

Сам сервис расположен по адресу hyperfiction-orienteer.rhcloud.com, а более подробное описание - на отдельной странице. Но одна картинка, как известно, стоит сотни слов, поэтому вот краткая презентация:

Каковы общие тенденции рынка в этом направлении? И в печатной литературе, и в электронной форме имеется много произведений с коллективным авторством. Также в интернете выложены многочисленные гипертекстовые произведения, в которых можно менять поток чтения с помощью переходов по гиперссылкам. Интерес к подобным экспериментам находится на подъеме. Интернет, проникший во все сферы жизни, подсказывает пути развития литературы в сторону её социализации (использование социальных сетей) и проактивного отношения к сюжету. Имеются многочисленные примеры форумных ролевых игр, принцип которых заключается в пошаговом описании каждым пользователем действий своего героя в ответ на описания действий героев других пользователей. Известны случаи написания произведений в виде постов в социальных сетях, включая Твиттер. В общем, существует тенденция "интернетизации" литературных форм, что включает коллективное творчество, публичную оценку, многовариантность мнений, интерактивность.

В чем слабые места вышеназванных конкурирующих инструментов? Форумным ролевым играм мешает в развитии использование неприспособленных под их специфику форумных движков. Статическим гипертекстовым произведениям не хватает интерактивности и гибкости. Закрытые коллективы авторов не позволяют пользователям самим принимать участие в творчестве и влиять на произведение хотя бы в виде оценки фрагментов. Все элементы предлагаются разрозненно, и полноценной системы для коллективного, интерактивного, многовариантного создания произведений не существует. Ну или не существовало.

Данный проект - одно из возможных решений.

No comments:

Post a Comment